Духовные основы семейного воспитания
Лыкова В.Ф., Захарова Т.А.
г. Старый Оскол, МОУ «ООШ №15»
Современная система
духовно-нравственного воспитания не
может быть оторвана от многовековой традиции и мудрости семейного
православного семейного воспитания. Одним из позитивных опытов в этом
направлении считаем научно-методическую работу Московской педагогической
академии (д.п.н. Маслов Н.В.), которая строится на изучении святоотеческого
наследия.
В России семья
традиционно является одним из важнейших институтов воспитания. «Церковь
совершила многовековой труд по облагораживанию самого понимания семьи,
семейного воспитания, по созданию из языческой семьи – семьи православной.
Именно в Православии сформировался ее новый образ и новое понимание. Церковь
воспитала в русском народе восприятие семьи как малой церкви – с
соответствующим православным укладом жизни, с христианскими нормами воспитания
детей», считает Н.В. Маслов.
В древний период истории
России государство нормативно закрепляло необходимость православного поведения в семье,
соответствующего отношения к семейной жизни.
Древнерусская начальная
общеобразовательная школа была дома, в семье. Ребенку надлежало воспитываться
не столько уроками, которые он слушал, сколько нравственной атмосферой, которою
он дышал. Воспитательницей была сама домашняя жизнь, в непреложности семейного
уклада.
«Хозяин дома, отец
семейства, - писал замечательный русский историк В.О.Ключевский, - был
настоящий народный учитель в древней Руси, потому что семья была тогда народною
школой или, точнее, народная школа заключалась в семье.
Принципы формирования
русской православной семьи, православного воспитания детей зафиксированы еще в XVI веке в «Домострое». Много внимания
этому вопросу уделено в трудах святителя Тихона Задонского, Феофана Затворника,
Иоанна Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова), Оптинских и Глинских старцев.
О важности семейной жизни
не только для каждого человека, но и для государства и общества святитель
Филарет Московский пишет: «Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь
семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом «корень
дерева». Любовь ребенка и матери должна быть подготовкой любви к Отечеству.
Главный совет по
укреплению и сохранению семьи, который дают в своих творениях святые отцы, -
снисходить к недостаткам («немощам») друг друга, «терпеть любовью», соблюдать
согласие и мир». Первая забота родителей, пишет святитель Тихон Задонский, -
научить детей жить по-христиански. Родители должны быть образцом для детей, что
за плохое воспитание они не только будут наказаны неблагодарностью детей, - они
дадут за это ответ перед Богом. Родители, рождая детей телесно,, должны растить
их и духовно. «Родители истинные не те,
что родили, но те, что воспитали. Родители, чтобы воспитывать исправных детей,
сами должны исправно жить. Родители, если не воспитывают детей по-христиански,
являются их убийцами».
«Нет заслуги в том, чтобы
родить или родиться, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. – А заслуга
перед Богом – воспитать ребенка и соделать его… добрым членом семьи, преданным
членом государства и добрым, верующим христианином».
Согласно историческим
свидетельствам, при воспитании детей у первых христиан родители строгость
всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали
на жизнь вечную. Где христиане должны ожидать наград и наказаний.
Особенное внимание
родители обращали на то, чтобы дети не столько заботились о своей наружности,
сколько о своих внутренних качествах.
Чтобы привить своим детям
добрые навыки, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали
вместе с ним больных и заключенных в темницах.
В процессе
воспитания чрезвычайно важен пример матери,
так как он является первым для ребенка. Нравственная сила женщин в деле
воспитания вообще очень велика. Поэтому исторически в Православии особое
внимание обращалось на воспитание девиц, будущих матерей, и их подготовку к
жизни «… по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны;
матери служат для них первообразом».
История первохристианской
Церкви украсилась примерами целого ряда матерей, воспитавших достойных детей.
Говоря о роли отца в
воспитании детей, святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Если бы добрые
отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни
законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет
нравственности».
В заключение приведем
слова глинского иеромонаха Порфирия: «Отцы и матери!... дети ваши своим
счастьем могут быть обязаны… не богатству, а своим добродетелям и
благонравию…».
«Домашнее воспитание есть
корень и основание всему последующему», - говорил святитель Феофан Затворник,
автор многочисленных трудов о воспитании.
Несомненно, что достичь
цели православного воспитания, решить его задачи, выполнить его требования
возможно, если в воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания
– семья, государство, Церковь.
|