Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Духовные основы семейного воспитания

Духовные основы семейного воспитания

Лыкова В.Ф., Захарова Т.А.

г. Старый Оскол, МОУ «ООШ №15»

 

Современная система духовно-нравственного воспитания не  может быть оторвана от многовековой традиции и мудрости семейного православного семейного воспитания. Одним из позитивных опытов в этом направлении считаем научно-методическую работу Московской педагогической академии (д.п.н. Маслов Н.В.), которая строится на изучении святоотеческого наследия.

В России семья традиционно является одним из важнейших институтов воспитания. «Церковь совершила многовековой труд по облагораживанию самого понимания семьи, семейного воспитания, по созданию из языческой семьи – семьи православной. Именно в Православии сформировался ее новый образ и новое понимание. Церковь воспитала в русском народе восприятие семьи как малой церкви – с соответствующим православным укладом жизни, с христианскими нормами воспитания детей», считает Н.В. Маслов.

В древний период истории России государство нормативно закрепляло необходимость  православного поведения в семье, соответствующего отношения к семейной жизни.

Древнерусская начальная общеобразовательная школа была дома, в семье. Ребенку надлежало воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько нравственной атмосферой, которою он дышал. Воспитательницей была сама домашняя жизнь, в непреложности семейного уклада.

«Хозяин дома, отец семейства, - писал замечательный русский историк В.О.Ключевский, - был настоящий народный учитель в древней Руси, потому что семья была тогда народною школой или, точнее, народная школа заключалась в семье.  

Принципы формирования русской православной семьи, православного воспитания детей зафиксированы еще в XVI веке в «Домострое». Много внимания этому вопросу уделено в трудах святителя Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова), Оптинских и Глинских старцев.

О важности семейной жизни не только для каждого человека, но и для государства и общества святитель Филарет Московский пишет: «Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом «корень дерева». Любовь ребенка и матери должна быть подготовкой любви к Отечеству.

Главный совет по укреплению и сохранению семьи, который дают в своих творениях святые отцы, - снисходить к недостаткам («немощам») друг друга, «терпеть любовью», соблюдать согласие и мир». Первая забота родителей, пишет святитель Тихон Задонский, - научить детей жить по-христиански. Родители должны быть образцом для детей, что за плохое воспитание они не только будут наказаны неблагодарностью детей, - они дадут за это ответ перед Богом. Родители, рождая детей телесно,, должны растить их и  духовно. «Родители истинные не те, что родили, но те, что воспитали. Родители, чтобы воспитывать исправных детей, сами должны исправно жить. Родители, если не воспитывают детей по-христиански, являются их убийцами».

«Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. – А заслуга перед Богом – воспитать ребенка и соделать его… добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином».  

Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей у первых христиан родители строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на жизнь вечную. Где христиане должны ожидать наград и наказаний.

Особенное внимание родители обращали на то, чтобы дети не столько заботились о своей наружности, сколько о своих внутренних качествах.

Чтобы привить своим детям добрые навыки, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ним больных и заключенных в темницах.

В процессе воспитания  чрезвычайно важен пример матери, так как он является первым для ребенка. Нравственная сила женщин в деле воспитания вообще очень велика. Поэтому исторически в Православии особое внимание обращалось на воспитание девиц, будущих матерей, и их подготовку к жизни «… по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

История первохристианской Церкви украсилась примерами целого ряда матерей, воспитавших достойных детей.

Говоря о роли отца в воспитании детей, святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности».

В заключение приведем слова глинского иеромонаха Порфирия: «Отцы и матери!... дети ваши своим счастьем могут быть обязаны… не богатству, а своим добродетелям и благонравию…».

«Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему», - говорил святитель Феофан Затворник, автор многочисленных трудов о воспитании.

Несомненно, что достичь цели православного воспитания, решить его задачи, выполнить его требования возможно, если в воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания – семья, государство, Церковь.



 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nicandr (28.04.2010)
Просмотров: 2039 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: